Совершение земного поклона (
Они обозначены словом
Если человек произносит один из этих аятов во время намаза, он совершает сажда непосредственно во время намаза.
Если имам читает те намазы, которые читаются вслух, то он делает сажда и люди, стоящие за ним, повторяют также. Если же имам читает намаз, который читается про себя, то не обязательно делать сажда тилява, чтобы не ввести людей в смятение, ибо они не будут знать причину и могут подумать, что имам ошибается.
Способ совершения сажда во время намаза:
При завершении чтения аята опуститься в сажда, произнеся «Аллаху акбар». В земном поклоне читать три раза:
После сажда вернуться в положение стоя, сказав «Аллаху акбар» и читает суру дальше. А если это последний аят суры, то желательно дополнительно прочитать что-либо из Корана до совершения поясного поклона (по мнению имама аш-Шафи'и).
Также приводится в «Сахихе» Муслима, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал следующее дуа в сажда:
А также приводятся другие благие мольбы из сунны, и дозволяется читать их во время сажда ат-тилява.
Способ совершения земного поклона вне намаза:
С поднятием рук, одновременно говорим «Аллаху акбар» и далее опускаемся в земной поклон. В земном поклоне читаем:
Три раза, затем, поднимая голову говорим «Аллаху акбар», и завершаем приветствием. В соответствии с мазхабами имамов Шафии и Ахмада ибн Ханбаля (да смилуется над ними Аллах):
По мнению Ханафитских и Маликитских ученых, таслим не нужно давать.
Условия совершения сажда тилява вне намаза:
1. Намерение
2. Ислам
3. Совершеннолетие и здравый рассудок
4. Направление на кыблу
5. Наличие омовения
6. Сокрытие аурата
В некоторых этих вопросах есть два мнения:
1) Мнение четрыех имамов, что для совершения саждату тилява необходимы те же самые условия, которые применяются к намазу: наличие большого и малого омовения (гусль и вуду), закрытие аурата и направленность в стороны Каабы.
2) Мнение группы саляфов и учёных (Ибн Хазм, Ибн Таймия, аль-Бухари, аш-Шаукани и др.), что сажда тилява не приравнивается к намазу, но относится к поминанию Аллаха и Его возвеличиванию, и соответсвенно не обязательно наличие омовения, покрытие головы хиджабом (для женщин) и направленность на кыблу, но является желательным. Также передается от Айши, да смилуется над ней Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поминал Аллаха в любом состоянии. И говорит Аллах Всевышний в суре Алю 'Имран:
И не является наличие омовения условием для поминания.
А также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда читал аяту-ссужуд в собрании, то совершал земной поклон и сподвижники совершали вместе с ним, и он, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил, что земной поклон должны совершить только те, у кого есть омовение.
Что касается направленности на кыблу, то сажда тилява - это сунна, по мнению большинства ученых. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал дополнительный намаз сидя на верблюде во время движения. И таким образом, если человек находиться в транспортном средстве: машине, самолете, поезде и тд., то он может совершить земной поклон по направлению движения, если ему позволяют обстоятельства.
Некоторые вопросы, связанные с сажда тилява:
Если человек читал аят ас-сужуд и он стоит, то он делает сажда из положения стоя, а если сидит, то из положения сидя или встает для этого, и это предпочтительнее, а если облокотившись, то должен сесть или лучше встать, и затем совершить сажда.
Если человек слушал Коран по радио или по записи и ему встретился аят с сажда, то земной поклон не является обязательным, т.к. слушающий должен делать сажда, если ее совершил читающий, а тут он не знает, совершил ли чтец сажда.
Если учитель в классе прочитал аяту-ссужуд, то желательным для него является сделать сажда тилява, а также и его ученикам. Но если он не сделает этого, то это сунна и не является грехом. И его ученики повторяют за ним. И также, если за один урок он несколько раз столкнется с такими аятами, то желательно делать сажда каждый раз, но если он огрничится одним разом, то этого достаточно. И Аллах лучше знает.
Урок составлен на основе фетв шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах).